Классификация и терминология современной литературы

Литература – безусловно, один из наиболее привычных нашему миру видов искусства.

Чтение – это не только способ приятного времяпрепровождения, но и неизменный спутник всех «вечных студентов», так как литература – обязательный предмет в любой учебной программе.

Но литература как явление прошла множество этапов своего формирования. Для каждого из литературных этапов и периодов есть свое название, термин. И попробуй все эти термины запомнить!

Обычно литература определенного периода времени характеризуется тем или иным литературным направлением. Оно очерчивает не только связь особенностей направления с этим периодом, но и сами идеи и способы их воплощения, выбранные автором.

Конечно, любое произведение само по себе уникально, но определенные черты все-таки позволяют причислять его к тому или иному направлению, а его автора – к какой-нибудь «школе» или группе писателей.

В литературной терминологии есть шесть основных терминов, определяющих литературное направление.

1. Классицизм.

Особенности этого направления непосредственно связаны с событиями периода, когда он возник.

В 17-19 веке в Европе начинает утверждаться абсолютизм, а параллельно ему – Классицизм в литературе.

Одно из главных его правил – рациональность, правильность, соответствие.

Возможности автора значительно ограничивались – от произведений требовалось соблюдение «единства». Это значит, что действия не должны были выходить за рамки одного места и одного времени.

В русской литературе Классицизм проявляется в преобладании гражданских и политических тем над всеми остальными. Представителями этого направления в России считаются М. Ломоносов, Г. Державин, В. Озеров.

2. Сентиментализм

Сентиментализм возникает в 18 веке, вследствие разочарования в рационалистических идеях.

Сентименталисты пытались доказать, что чувства превосходят над разумом (в чем и состоял их конфликт с представителями классицизма) и главная цель человека – не совершенствование мира и общества, а, главнее всего, развитие человека и человеческой натуры.

В России же сентиментализм наоборот приобретал все более рационалистических черт, тем самым иногда напоминая нравоучения. Тут он представлен в произведениях Н. Карамзина, М. Муравьева, Н. Львова.

3. Романтизм

Направление, окончательно отвергающее идеи просвещения. Романтизму характерна фантастичность, нереальность, идеальность.

Писатели-романтики открывали мир своего героя, представив его в необычных условиях.

Для романтизма характерна также «линия грусти и скорби» - общее настроение пессимизма и неуверенности. Тем не менее, романтизм развился и распространился на весь мир и «был в моде» около столетия.

В русской литературе романтизм соединяет в себе черты и других направлений, тем самым отходя от принятых в Европе и Америке стандартов. Это направление представлено произведениями А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Гоголя и .т.д.

4. Реализм

Из самого названия становится понятно, что основа реализма – наша реальность. Писатели-реалисты помещали своих совершенно обычных героев в совершенно обычные условия.

Их убеждение состояло в том, что человек сам по себе может совершенствоваться через адекватное познание себя и окружающего мира. Реалисты считали ,то не имеет смысла описывать нереально-фантастические сюжеты, если можно описывать реальный мир.

В России черты реализма так смешались с романтическими, что было практически невозможно определить, к какому именно из направлений принадлежали те или иные писатели и поэты. Например, реализм, как и романтизм, встречается в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя.

Вот уже непосредственно реализм, без каких либо примесей иного направления, проявляется в работах Ф. Достоевского и Л. Толстого.

5. Натурализм

Художественное произведение писателя-натуралиста воспринималось им не как плод фантазии, а как «документ», четко отображающий реальность. Натурализм зашел дальше реализма, и воспроизводил действительность уже не просто как общее явление, а в четкости до последней детали. Они стремились отображать реальность объективно и точно, не упуская ничего из виду.

В России самыми яркими представителями натурализма являются В. Даль и И. Панаев.

6. Символизм

Это направление представляло собой произведения, основной чертой которых было изобилие символов. Писатели-символисты верили, что каждый описываемый объект должен нести смысл, а то есть – быть символом.

В Росси символизм приобрел достаточно широкое распространение. Самыми яркими представителями символизма являлись Ф .Тютчев и А. Фет.

Конечно же, каждое из этих направлений может состоять из еще большего количества течений, но именно шесть этих терминов являются обязательными для знания любого человека, который хочет ориентироваться в мире литературы.